Боевая стойка: цай - рывок вниз. Секретные техники тайцзицюань.

Статья по обзору видов боевых искусств, от общественной спортивной организации "На Амуре"
Цай означает поднять, сорвать, собрать. Вот почему цай, как правило, называют рывком вниз и выполняют в стойке «игла на дне моря». Однако мастера тайцзи скрывали и по-разному интерпретировали архетипы, взятые ими из «И Цзин». Конечно, в «игле на дне моря» присутствуют все присущие цай характерные черты, потому что при этом с помощью тянущего вниз движения меняется атака. Но цай ассоциируется с триграммой солнца, которому «Книга перемен» приписывает физический скрытый смысл, обозначающий ноги в верхней их части. Это вполне объяснимо, т.к. триграмма сплошная в верхней своей части и разделяется внизу, как человеческое тело и ноги, всей фигурой передавая идею перемен. Этот принцип проникновения был заимствован из природы и ее образов - ветра и корней деревьев.
В данном случае упражнение выполняется так, чтобы в полной мере использовать внутренние круговые приемы тайцзи. Таким образом, обороняющийся словно прилипает к идущей на него силе, «приклеившись» к руке атакующего, превращая его конечность в продолжение своего центра посредством ци. Эта сосредоточенность на центре позволяет защищающейся стороне уклоняться от идущего навстречу движения соперника и контролировать его, направляя дугой вниз. Отсюда и название - игла на дне моря. Это движение дает возможность изменить направление атаки вниз, используя подвижность поясницы и верхней части ног.
Взятая из триграммы солнца идея изменения направления закругленным движением отлично отведет нападение. Этот принцип скрыт во многих движениях изначального стиля Ян, но явственно прослеживается в правом и левом толчке и рывке руки инь - ян перед выполнением «одиночного удара плетки». Плотным дугообразным движением этот прием без труда перенаправляет надвигающуюся атаку поворотом вокруг собственной оси. Эта техника поглощает и отклоняет удар с такой же легкостью, как торнадо, который массой вращающегося воздуха всасывает и выбрасывает прочь встречающиеся на его пути предметы. Аспект инь позволяет обороняющемуся выполнить круговую переадресовку силы так мягко, как это необходимо и неважно, куда направлено это действие - вверх, в сторону или вниз. Все эти приемы полностью контролируют равновесие нападающего.
Тайцзи обладает непревзойденным превосходством над всеми другими боевыми искусствами благодаря его способности «мягко» подчинять любую атаку. Этим свойством оно обязано тому факту, что каждое его движение основано на кунь, «рецептивном» составляющем. Кунь - центральный принцип тайцзи. После долгой практики и упорных тренировок способность принимать энергию естественно и ровно, контролируя поглощение и не преступая законов инь и ян, станет частью вашей натуры. Это всегда нарушает равновесие противника, а потеря равновесия, равносильна потере всего.
Атакуя первым, противник получает больше преимуществ, это значит, он выполняет действие ян, которое может легко поглощаться приемом инь. Как день переходит в ночь, так же ответные шаги защищающейся стороны могут превратить опасную атаку в безвредную. Это дает обороняющемуся возможность перехватить преимущество и в свою очередь стать ян, обходя, таким образом, противника с помощью мудрости, а не грубой силы.
Кроме видимых движений, меняющих направление атаки под прикрытием цай, эта премудрость включает и удары, предназначенные проникать сквозь оборону противника, как стрелы, бьющие в цель, - прямо и точно. Это движение выполняется вместе с «ударом в печень», заключительной частью комплекса движений под названием чинь бу пань лань чуй, т.е. шаг вперед, парирование и удар кулаком.
На первый взгляд, удар в печень кажется неверным термином, но более глубокие размышления приводят к выводу, что в этом гораздо больше смысла, чем можно увидеть при поверхностном рассмотрении. В ТКМ печень связана с элементом Дерева, и любой удар, имеющий целью проникнуть вглубь, как стрела, через восприятие техники тайцзи ассоциируется со способностью деревьев и других растений проникать в почву. В тайцзи удар в печень похож на «кулак» чуй из комплекса пань лань чуй. Боец целит в область, расположенную на уровне его собственной печени, где процесс воплощения, охватывая все вышеупомянутые критерии, усиливает ци печени и желчного пузыря, как и все движения, вобравшие в себя цай. Но, увы, это справедливо только для сознательных последователей.