Уличный бой: схватка на лестнице.
Есть такая шуточная загадка: ночной кошмар чемпионки мира по дзюдо? Ответ – голый насильник. Как и в любой загадке в ней скрыт глубокий смысл. Кто к какой ситуации готовится, тот в той ситуации и действует наиболее успешно. Ситуация меняется – и наработанные навыки могут не сработать. Возьмем, к примеру, спорт. Где тренируются спортсмены? В спортивном зале. Во что одеваются спортсмены – в спортивную форму. Что отрабатывают спортсмены? Приемы данного вида спорта. Для чего тренируются спортсмены? Для того, чтобы выступать и выигрывать на соревнованиях по правилам данного вида спорта. Одним словом, дзюдоист в дзюдоги, оттачивающий броски в зале на татами, намеревается в будущем применять их на соревнованиях в зале и на татами. Боксер нарабатывает удары на лапах в ринге с той же целью. Если же вышеозначенный боксер после тренировки прячет перчатки в шкафчик и отправляется применять свои навыки на улицу, то это, пожалуй, уже не честный спортсмен, а что-то вроде рэкетира. Одним словом, методы подготовки в спорте вполне адекватны цели тренировок.
Есть спорт, а есть боевое искусство. Чем отличается первое от второго? Цель спорта – победа на соревнованиях по определенным правилам. Цель боевого искусства несколько иная – подготовить человека к ситуации, в которой его жизни и здоровью может угрожать опасность. Тривиальная истина, но вот что интересно. Цели у спорта и боевого искусства отличаются, а вот тренировки, как правило, практически нет. И там и там тренируются в залах, и там и там одеты в спортивную одежду и используют спортинвентарь (кимоно, перчатки и тому подобное). Для спортсменов все правильно – где тренируются, там и будут применять свои навыки, но вот с боевым искусством что-то не так. Не придет сама по себе критическая ситуация в зал к адептам боевого искусства. Представьте себе, что открывается дверь спортзала и в нее расхлябанной походкой с сигаретой в зубах заваливает тинэйджер 15-16 лет . Мутным от спиртного взглядом окидывает окружающее пространство и произносит что-то вроде: «Эй ты, ботаник, иди сюда, поговорить надо». Ситуация анекдотичная потому, что тинэйджеры даже в 15 лет не так глупы как кажется, и никогда не пойдут искать себе приключений на голову на чужую для них территорию. Чего не скажешь о наших ботаниках, которые надеются на тренировках научиться методам и приемам самозащиты и потом применить их ночью в подворотне.
Следует ли из этого, что тренировка в боевом искусстве должна идти не в зале, а в уже упоминавшейся подворотне? Совсем нет. Спортивный способ тренировки, при всей его ограниченности, имеет серьезные плюсы. Во-первых, спортивная тренировка построена так, чтобы до минимума свести вероятность травм спортсмена в процессе отработки техники. Невозможно отточить хороший бросок на улице, так как отсутствие матов при падении однозначно приведет к травме одного из учеников. И не поставить ударную технику голым кулаком, так как количество гематом на физиономиях быстро сведет к нулю весь энтузиазм участников. Во-вторых, спорт это выверенная методика по увеличению потенциала человеческого тела и психики и включает, кроме отработки приемов, разминку, физическую и психологическую подготовку и так далее. Никакие курсы самообороны здесь рядом не стояли потому, что они не развивают человека, а только используют уже имеющийся потенциал, который у обычного человека нашего времени совсем не высок.
Поэтому выучивать, отрабатывать и оттачивать удары и броски нужно все-таки в зале. Другого варианта продуктивной тренировки на данный момент никто еще не придумал, да и вряд ли придумает в ближайшем будущем. Но вот если у спортсмена на этом этап тренировки благополучно заканчивается, то в боевом искусстве должен логически присутствовать следующий этап – перенос отработанных навыков «на местность», в подворотню, подъезд, лестницу, то есть туда, где и предстоит эти навыки применять.
Из всех мест, где нам, возможно, предстоит принять бой, одним из самых неудобных, опасных и нестандартных является лестница. Для ударников (боксеры, каратисты) лестница неудобна тем, что на ней нельзя двигаться и противник стоит выше – ниже привычного. Для борцов опасность в том, что привычные способы падений и страховки на лестнице не работают. Список можно продолжить. При этом лестница это не есть что-то запредельное. Это часть нашего современного городского «интерьера». Сколько раз в день мы поднимаемся по ступенькам к подъездам и дверям, спускаемся по лестницам с этажа на этаж? Как-нибудь не поленитесь и посчитайте. Получится довольно приличное количество.
Чтобы не изобретать велосипед, не открывать Америку через форточку и не учить современных детей пользоваться мобильным телефоном хочется в данном деле опереться на чей-то опыт. Увы, Мекка адептов боевого искусства – восточные единоборства на данную тему сохраняют полное молчание. В ушу есть стили дракона, тигра и прочей живности, а вот «стиля лестницы» увы, нет. Может быть, в прошлом дома были одноэтажные, а может древние китайцы просто левитировали с уровня на уровень, но нет и все. Та же ситуация и в Японии. Не желают наши восточные коллеги облегчать нам жизнь готовыми рецептами. Логично будет, по примеру русских стилей, поискать в нашем отечестве группы или прослойки населения, которые бы были заинтересованы в освоении и удержании данной территории, и последние 500-600 культивировали что-то вроде «стиля русской лестницы». Увы, и здесь полный облом. На лестнице, когда на улице холодно, живут бомжи, тусуются тинэйджеры, иногда выходят покурить офисные работники. И первые, и вторые, и третьи к методическим разработкам в сфере прикладного рукопашного боя не склонны (хотя у тинэйджеров можно найти некоторые подлянки, которых мы коснемся ниже). Остается уповать на логику, опыт и здравый смысл. Впрочем, эти «три кита» лично меня в моей тренерской деятельности еще никогда не подводили.
Интерес и сложность боя на лестнице состоит в том, что в зале или на улице, одним словом на ровной поверхности, оба бойца находятся примерно в одинаковых условиях. На лестнице же есть «верхний боец» и «нижний боец». Для краткости сократим их до «верхнего» и «нижнего». Правда появляется подводный камень. В таком варианте это очень напоминает садо-мазохисткую терминологи.. Впрочем, общие моменты с ВДСМ здесь, несомненно, есть: условия для «верхнего» и для «нижнего» совершенно разные, а вот желание получить себе приключений на голову одно. Если серьезно, то разные условия означают, что тактика и техника у каждого из нашей пары будет своя. Более того, они будут подчас повторять друг друга с точностью до наоборот.
Так как техника верхнего и нижнего сильно отличается друг от друга, для адекватной работы на лестнице нужен запас гибкости двигательной программы. Ударник будет хорошо действовать в роли верхнего, борец более уверенно чувствовать себя в роли нижнего. Легче адаптируются к бою на лестнице представители системных или смешанных стилей, то есть стилей, где в подготовке изначально присутствуют как ударные комбинации, так и броски. Естественно, что как было сказано выше, все приемы должны быть отработаны и отточены заранее в зале. Не стоит изучать бросок или удар в неустойчивой позиции на лестнице.
Геометрия лестницы.
Прежде чем разбирать тактику и технику боя стоит провести что-то вроде рекогносцировки предполагаемого театра военных действий. Вариантов лестниц в нашей жизни много, но мы возьмем за «типовой» вариант лестницу обычного жилого дома. Лестничный марш ограничен сверху и снизу площадками. Поперечное сечение лестницы состоит из стены, ступеньки и перил. Условно разделим лестничный марш на три продольные зоны: прилегающую к стене, центральную и прилегающую к перилам. С точки зрения боя, самое опасное место на лестнице – центральная зона лестничного марша. По ней можно падать, катиться, греметь костями и остальными частями тела в основном вниз, а иногда и вверх. Одновременно именно центральная зона лестничного марша позволяет маневрировать от стены к перилам. Наиболее безопасна зона у стены, так как на нее можно опереться при движении и по ней можно затормозить падение. Сравнительно безопасна зона у перил, так как за перила можно схватиться. При этом верхняя часть зоны у перил более безопасна, чем нижняя. В нижней части лестничного марша можно перелететь (естественно с чужой помощью) через перила с далеко падающими последствиями. В верхней части, за счет верхнего лестничного марша это сделать не получится.
Дистанции конфликта на лестнице измеряются ступеньками. Дальняя дистанция до 4 ступенек, средняя дистанция 1 – 2 ступеньки. Близкая дистанция – 1 ступенька либо на одном уровне. При этом интересно то, что дистанция в ступеньках означает разницу по высоте между бойцами. При высоте ступеньки 15 сантиметров разница по высоте на дальней дистанции будет составлять до 60 см, на средней дистанции – около 30 см.
Тактика боя на лестнице.
Прежде чем переходить к технике боя на лестнице надо уяснить такой существенный вопрос как тактика боя в данных условиях. Что такое тактика и почему она важна? Тактика это то, что собираются делать участники конфликта, техника – как и какими средствами они это будут осуществлять. Тактика, соответственно,, зависит от целей и намерений участников конфликта. Для того, чтобы понять их, зададимся двумя вопросами:
1. Что такое лестница, и с какой целью люди придумали данное сооружение?
2. Кто в ситуации конфликта будет в более выигрышном положении?
За внешней простотой данных вопросов может скрываться очень важная для понимания информация.
Что такое лестница, и с какой целью люди придумали данное сооружение? Лестница это средство связи между уровнями (этажами). Что из этого следует? А вот что. На лестнице нормальные люди не живут (исключая вышеназванные группы населения). По лестнице поднимаются вверх или спускаются вниз. Никому назначать на лестнице дуэль или стрелку для выяснения отношений в голову не придет. Если лестница это средство связи между этажами, значит, чаще всего, сущность конфликта будет заключаться в том, что один человек пытается это пространство преодолеть, а второй активно мешает этому процессу.
Кто в ситуации конфликта будет в более выигрышном положении: верхний или нижний? Само собой верхний, ответит любой человек и будет прав. Но почему? Все дело в том, что на лестнице получить удар по физиономии не самое страшное. Самое серьезное и самое опасное на лестнице было и остается падение одного из бойцов на ступеньки. Как кто-то метко охарактеризовал: «Основное оружие на лестнице – это сама лестница.» Падать на лестнице можно как вверх по ступенькам, так и вниз по ним. Теперь прикинем, кто из нашей пары верхний – нижний куда может падать и с какой вероятностью. Верхний может упасть вниз по ступенькам, но это не так просто, так как на его пути находится нижний. В основном такое падение может быть в результате броска или очень умелого рывка. Гораздо же более вероятно, для верхнего, упасть назад, или, точнее, сесть на ступеньки пятой точкой. Для нижнего все с точностью наоборот. В результате рывка нижний может потерять равновесие и упасть вперед, но вероятность этого не выше, чем для верхнего свалиться вниз. С гораздо большей вероятностью нижний может упасть назад и покатиться вниз по лестнице. Теперь сопоставим: верхний при падении садится на ступеньки пятой точкой, нижний – падает затылком вниз. Ой, не хочется оказаться на месте нижнего в такой ситуации!
Теперь сведем это воедино:
1. По лестнице люди поднимаются – спускаются с этажа на этаж.
2. Верхний находится в более выигрышной позиции.
Тогда кто будет выступать инициатором конфликта? Кто кому не даст пройти по лестнице до нужного уровня и отправиться по своим делам? Нижний задерживать спускающегося верхнего не будет, так как он оказывается в заведомо уязвимой ситуации. Логично, если уж так хочется приключений, спуститься до ближайшей лестничной площадки и там выяснить отношения на одном уровне. Исключение может составлять только ситуация, когда нижний не один, и, задерживая верхнего, он отвлекает внимание от стоящего выше на лестнице сообщника. А вот верхнему преградить путь поднимающемуся по лестнице нижнему и заставить того конфликтовать в невыгодных для него условиях очень даже удобно и выгодно.
Основная тактика боя на лестнице состоит в том, что верхний отстаивает и защищает свою позицию, а нижний штурмует и пытается отбить позицию верхнего.
Акробатика на лестнице
Основная угроза в процессе боя на лестнице это падение. Стандартные методы акробатики здесь практически не работают. Поэтому особое значение имеют навыки прикладной акробатики.
Начинать можно с умения ползать на лестнице на животе или спине, вверх или вниз. Естественно хорошо, если боец обладает наработанными навыками ползания в зале и достаточным мышечным корсетом, чтобы смягчить контакт тела со ступеньками. Если лестница достаточно широкая – перекат боком.
Необходимый нижнему навык – умение использовать стену и перила как амортизаторы при падении. Отрабатывается следующим образом: толчок и скатывание вниз по стене, или используя для торможения захват за перила. Для верхнего очень важно уметь перевернуться на живот когда его цепляют – дергают за ногу. В противном случае можно просто сесть пятой точкой на ступеньки, а можно и поясницей на грань ступеньки. С падением затылком вниз, конечно, не сравнить, но получить травму можно тоже не шуточную.
Позиции и передвижения на лестнице.
Первое требование к позиции на лестнице как для верхнего, так и для нижнего – ноги на разных ступеньках. Это основное условие устойчивого положения бойца. Позиция двумя ногами на одной ступеньке может использоваться в основном при маневре от стены к перилам. Но длительного нахождения в данном положении стоит избегать. В противном случае им может воспользоваться ваш противник.
Основная позиция верхнего с опорой на перила. Верхний на то и верхний, что его голова находится практически вне досягаемости нижнего. Он может позволить освободить одну руку для прочной опоры. Опора на перила дает верхнему прочную точку опоры, что особенно важно при ударах ногами. Вспомогательной позицией, будет позиция с опорой на стену. Она не дает верхнему особых преимуществ, но необходима для маневра в некоторых ситуациях боя.
Основной позицией нижнего можно считать позицию с опорой на стену. Кроме устойчивости эта позиция имеет существенный плюс в том, что толчок сделанный с центральной зоны лестницы не столько сталкивает нижнего, сколько прижимает его к стене. Как вспомогательную можно принять позицию около перил, когда одна рука цепляется за перила, а вторая прикрывает голову. Позиция неудобна тем, что не позволяет нижнему работать обоими руками, но вместе с позицией около стены дает возможность маневрировать по всей ширине лестницы.
Первое передвижение это маневр поперек лестницы от стены до перил. Подъем – спуск вдоль лестницы делается, как правило, приставными шагами. Для нижнего уметь подниматься особенно важно, так как без этого штурмовать позицию верхнего невозможно. Верхнему тоже может понадобиться умение отступать вверх по лестнице, но делать это нужно очень аккуратно, так как двигаться ему придется спиной назад.
Техника верхнего.
Основная тактическая задача верхнего – отстоять свою позицию от атаки нижнего. Чем на большей дистанции это будет сделано – тем больше шансов у верхнего на благополучный исход боя. Основа техники – удары и толчки.
На дальней дистанции верхний может встретить поднимающегося нижнего ударом ноги в сторону спины или толчковым ударом вперед. Опора на перила при этом обязательна. В противном случае при сильном ударе верхний может благополучно слинять вниз вместе с нижним. Этот же захват страхует верхнего от падения при захвате ноги. При ударах оптимально чтобы точка контакта приходилась выше пояса нижнего, что совсем не сложно при разнице в уровнях до 60 см. Тогда вполне вероятный результат от удара – полет нижнего затылком вниз по ступенькам. Есть одна тонкость. Толчок должен быть направлен точно по скату лестницы. Вспомните позицию нижнего у стены. Если верхний не переместится к стене, а нанесет удар от перил, то его действие только прижмет нижнего к стене. Вывод – хотите эффективно толкать - умейте маневрировать.
При сокращении дистанции до 1-2 ступенек основной технический арсенал верхнего удары пополам с толчками. Подходят все удары руками, типа боковых, апперкотов, ударов локтем и коленом. Толчки ладонью и предплечьем. Очень интересен на ближней дистанции толчок ногой в таз после атаки коленом или рукой на верхнем уровне. Если толчок оказался удачным и нижний отступил хотя бы на одну ступеньку победу можно закрепить уже упоминавшимся выше ударом ноги. Немного фантазии читателя и все варианты возможных связок можно набросать самостоятельно.
Техника нижнего.
Цель тактики нижнего – лишить верхнего занимаемой им позиции. По крупному здесь просматриваются два варианта действий – захват и сдергивание, стаскивание вниз верхнего, либо прорыв вдоль стены. Основа техники нижнего – захваты, рывки, броски и лишь потом удары.
Первое с чем может столкнуться нижний – это удар или толчок ногой на дальней дистанции. На этой фазе боя нижнему нужно уметь двигаться поперек лестничного марша от перил к стене, чтобы иметь возможность пропустить удар мимо себя. Пропустив – приложить все возможные усилия для захвата ноги верхнего. Если захват прошел удачно, самое простое, что можно сделать - стянуть верхнего вниз по лестнице. Сделать это будет не так просто как кажется. Верхний наверняка зацепится за перила и попытается удержаться, но здесь можно изменить направление движения и самому совершить рывок вверх по лестнице, меняясь с верхним местами. Как интересный вариант можно рассмотреть закидывание ноги верхнего на перила лестницы с последующей атакой паха, либо «сажания» верхнего на перила примерно с таким же результатом.
Если удалось прорваться мимо ударов ног и не полететь вниз по ступенькам, вероятность выиграть бой у нижнего возрастает. На средней дистанции нижний может применять захваты с рывками за любую часть тела верхнего и удары. Наиболее прост и эффективен захват за ближнюю ногу верхнего. Оптимально захватывать ногу под пятку, либо за обувь или одежду верхнего. При захвате за колено у верхнего, при хорошей координации, есть шанс, согнув ногу, удержаться на ступеньке. Если захват прошел удачно, как и в ситуации с захватом бьющей ноги, следует рывок и стягивание верхнего вниз по ступенькам. Помочь захвату могут удары в нижнюю часть тела, пах или опорную ногу верхнего.
При удачном захвате выше пояса и неосторожном движении верхнего нижний может сделать бросок через спину, плечи и тому подобное вниз лестницы. Наверное, это один из самых серьезных и травматичных приемов доступных в бое на лестнице.
У моего тренера по самбо была неприятная ситуация. На одного из его учеников на лестнице наехала теплая компания. Стоявший на лестнице сверху замахнулся на самбиста бутылкой. Тот принял нападающего на мельницу и отправил головой вниз. Итог – реанимация с переломом шейных позвонков у нападающего и уголовное дело на защищавшегося. Моему тренеру пришлось присутствовать на суде и давать показания по поводу «технической правильности» броска. Не знаю всех подробностей этой истории, но суд пришел к выводу, что действия самбиста были адекватны угрозе.
Наконец, если не удалось захватить и стянуть противника вниз, нижний может вклиниться между противником и стенкой, либо, что более опасно, между противником и перилами, выйдя на один уровень с нападавшим.
Любопытный момент. Как было сказано в начале статьи, на лестнице не живут, но часто курят. Зажженная сигарета может быть использована для отвлечения внимания в начале конфликта. Угроза броска бычка в лицо заставит рефлекторно отвернуться практически любого человека. Резкий разворот головы и потеря равновесия обеспечена с соответствующими последствиями.
Закончить статью хочется одним методическим советом. Лестница имеет свойство, которое надо учитывать всем, кто хочет научиться работать в подобных условиях. Лестница не знает, что бой, который ведется на ней учебный. В этом плане лестница похожа на собаку, которая участвует в отработке учебного задержания. Люди знают, что это тренировка и игра, собака всегда рвет на полную катушку. В процессе тренировки сложно исключить все потери равновесия и падения. Будьте очень аккуратны, хорошо прорабатывайте акробатику и разминайтесь. В противном случае тренировка на лестнице может закончиться не приобретением опыта и расширением двигательных возможностей, а травмой участников.
Источник: http://plamya.info/articles/stairs.html