Групповой бой: от единоборств к воинскому искусству. Часть I
В наши дни боевое искусство все более сводится к единоборствам, а единоборства к спорту. В некотором роде боевое искусство, единоборства и спорт стали даже синонимами. Есть ли разница между этими понятиями? Есть и очень существенная. Цель боевого искусства – подготовить человека к критической ситуации, которая может встретиться ему в жизни, а в более широком смысле и к жизни, которую тоже можно рассматривать как глобальную для человека критическую ситуацию. Цель единоборства – бой один на один. Цель спорта это соревнование равных.
Мы привычно ставим около единоборства слово «восточные», но в боксе, вольной и греко-римской борьбе, нашем родном самбо тоже соревнуются один на один. Поэтому они тоже попадают под определение «единоборства». А уж западные или восточные – дело десятое.
Равенство возможностей есть основное условие спортивного состязания. И в первую очередь по количеству участников. Здесь вариантов два: либо один на один (теннис, бокс, дзюдо…), либо команда на команду (футбол, баскетбол, волейбол…). Сколько не ищите, не найдете ни одного вида спорта, где соревновались бы один против нескольких, либо разные по количеству участников команды. Но вот в чем проблема. «Спорт это жизнь», но жизнь это не спорт. Дуэль или соревнования благородны и честны. Война, драка не честны, и не благородны. Спорт настолько же отличается от боевого искусства, насколько турнир отличен от битвы двух армий. Спорт может служить для подготовки бойца, как турнир служил для подготовки рыцарей к войне. Но не более того.
Министр предлагает королю нанять банду убийц для расправы с неугодным дворянином. Король восклицает: «Но несколько на одного это же подлость!» На что министр ему объясняет: «Ваше величество, если бы мы придерживались на войне правила один на один, то не выиграли бы ни одной битвы». С того времени прошло несколько веков, но ситуация, когда несколько человек бьют одного на улице так и осталась не исключением, а правилом. И если наша цель подготовить человека к критической ситуации на улице, а не только к соревнованиям на татами и ринге, проблему группового бой нам не обойти.
Групповой бой это точка, где соприкасаются единоборства, как искусство боя один на один, и воинское искусство, как искусство массовых сражений (отличия одного от второго смотри в статье «Боевое и воинское искусство»). При этом эта «точка» во многом остается терра инкогнито, особенно если сравнить ее как с десятками видов и стилей единоборств от бокса до ушу, так и с теорией и практикой массового боя от фаланги и легиона до стрелковой цепи.
В данной статье, чтобы не тонуть в многочисленных вариантах, мы ограничимся рассмотрением самой простой для группового боя ситуации – бой одного с двумя противниками. Условно будем называть двойку «дуэтом». Во-первых, это придаст немного поэтичности сухому и техническому, по сути, тексту, во-вторых, еще раз подчеркнет то, что механическая двойка противников и слаженный и сработанный «дуэт» это несколько разные вещи. Рассмотрим мы ситуацию с двух сторон: с точки зрения тактики боя дуэта против одиночки, затем с точки зрения одиночки, которому выпала нелегкая доля противостоять дуэту.
Прежде чем перейти к конкретному разбору ситуаций и сценариев группового боя зададимся простым с виду вопросом: а почему вообще возник такой феномен, когда два человека бьют одного? Ответ лежит на поверхности: в честном бою один на один каждый из членов дуэта против одиночки, скорее всего, не потянет. То, что поодиночке члены дуэта слабее своего противника - граничное условие группового боя и понимание этого вопроса очень пригодится нам в последующем.
Теория группового боя или почему мы не видим как зайцы.
Любят у нас тайны, любят говорить и писать с придыханием о сакральных знаниях, любят глубокомысленно намекать на то, что эта информация, дескать, не для неподготовленной публики и так далее. Как правило, подобный тон берется тогда, когда в голове нет четкого и ясного понимания проблемы, и конкретный разбор ситуации заменяется подпусканием тумана и пространными намеками. Есть также мнение, что количество вариантов группового боя настолько велико, что понять и разобраться в нем практически невозможно. Да полно те! Люди научились планировать военные операции с участием сотен тысяч людей, а найти логику в действиях троих человек невозможно?
Что определяет характер группового боя, в чем ключ к решению проблемы? Основной ключ, позволяющий правильно оценить проблему группового боя заключается в закономерности зрительного восприятия человеком окружающего пространства.
Зрение подразделяется на бинокулярное и периферийное.
Бинокулярное зрение формируется пересечением зрительных полей правого и левого глаз. Для максимального угла такого пересечения глаза располагаются на лицевой части черепа. Подобное зрение характерно для хищников и приматов. Основное предназначение – определять расстояние до предмета или, по изменению расстояния – скорость движения предмета. Хищникам нужно было четко знать расстояние до добычи, приматам – рассчитать прыжок до ближайшей ветки.
Периферийное зрение более древнее и присуще рыбам, птицам, пресмыкающимся и травоядным. Глаза, для увеличения обзора располагаются на разных сторонах черепа. Периферийное зрение мгновенно отмечает любое изменение формы, цвета или расположения предметов в окружающем мире, что позволяет быстро реагировать на опасность, с какой бы стороны она не появилась. Так поле зрение зайца охватывает почти 360°. Что называется, бегущий заяц видит собственный хвост.
Поле зрения человеческого глаза от центральной оси составляет примерно 60° внутрь и 90° наружу (рис. 1). Пересекаясь, поля двух глаз образуют зону бинокулярного зрения около 120°. С обоих боков от нее находятся поля периферийного зрения примерно по 30°. Далее – мертвая зона, где практически единственным нашим свидетелем происходящего является слух (рис. 2). Таким образом, основное зрение человека – бинокулярное. Может быть, это произошло потому, что мы когда-то тоже прыгали по веткам, может быть потому, что человек никогда мясом не брезговал и по натуре хищник (хоть и без клыков и когтей).
Почему это так важно? В схватке жизненно необходимо знать дистанцию до противника, скорость движения его рук-ног по направлению к нашей голове, и, соответственно, наши возможности достать до его головы. Все это обеспечивается именно бинокулярным зрением. В зоне бинокулярного зрения мы держим противника в любом виде единоборств. В зоне периферийного зрения мы можем регистрировать факт опасности, но определить дистанцию и, соответственно, степень угрозы мы не в состоянии. Еще сложнее нам атаковать и контратаковать в данном коридоре. Удары в боковой коридор на порядок менее эффективны, так как их сложно поддержать движением тела и вложением веса в удар. Наконец, мертвая зона практически исключает возможность, как увидеть удар, так и защититься от него.
В единоборстве выход в боковой коридор в зону периферийного зрения, а тем более заход за спину в мертвую зону можно считать крупным успехом бойца. Подобная ситуация в групповом бое это норма и основа тактики боя дуэта против одиночки.
Маленькое уточнение. Если плечи противников находятся в пределах зоны 120°, мы можем видеть их бинокулярным зрением. Если противник стоит на оси, проходящей через центр тела, то одна из его рук уже в зоне периферийного зрения. Аналогично. Если плечи противника в пределах 180° мы воспринимаем его периферийным зрением. Если он сделал шаг и оказался на оси, то одна из его рук уже в мертвой зоне (рис. 3).
Техника группового боя или волка ноги кормят.
Специальной техники группового боя, как таковой, практически нет. В принципе можно изобрести приемы, которые бы работали на 2-3 противников (например, прямой удар ногой по одному противнику и той же ногой назад по второму), но гораздо практичнее использовать приемы отработанные и отточенные годами тренировок в зале единоборства. Естественно, с учетом поправки на технику уличного боя (атака критических зон и так далее). В общем пока у ученика не выставлена удовлетворительная техника единоборства, то есть боя один на один, притом желателен навык как ударной, так и бросковой техники, учить его групповому бою можно лишь в плане теории. Практику он, скорее всего, «не сдаст».
Основная формула техники одиночки – ноги чтобы двигаться, руки чтобы бить. Одиночке, дерущемуся против дуэта, не стоит увлекаться ударами ног и захватами. Наносящая удар нога может быть захвачена, а боец опрокинут на пол. Попытка захвата чревата ответным захватом, после чего одиночка также теряет свой основной козырь – подвижность. Пожалуй, успешнее всего в роли одиночки будут чувствовать себя боксеры: хорошая техника рук плюс умение и привычка двигаться. Техника дуэта более разнообразна. В нее, кроме техники рук, могут входить захваты, броски, удары по ногам и прочие способы лишить одиночку подвижности. Поэтому часто дуэт составляют разные по подготовке бойцы: ударник и борец.
Особенность группового боя не в специальных приемах, а в том, что в единоборствах цель находится в прямом коридоре от бойца, а в групповом бое цель может быть в любом коридоре: слева и справа, за спиной и так далее. При этом важно понимать, что наибольшую эффективность атаки человек может развить именно в прямом коридоре, так удар вперед поддерживается вложением веса тела и движением ног. Удары вбок либо по диагонали, практикуемые во многих «боевых» стилях, на практике не более чем махи руками в указанные коридоры. А групповой бой, особенно для одиночки, не та ситуация, чтобы махать руками, либо салить противников без толку. Противников надо выключать, и как можно быстрее. Выход из этого противоречия (цель в любом коридоре, а эффективная атака возможна в прямом) следующий: умейте двигаться, разворачиваться к цели и атаковать в прямом коридоре.
Для практического понимания различий между бинокулярным и периферийным зрением, а также для отработки умения двигаться, защищаться и атаковать в любом коридоре, используется ряд специфических упражнений:
Работа в треугольнике сам за себя – делается на пониженной скорости и без вложения, так как цель данной практики не набить друг другу физиономии. В момент атаки боец разворачивается к цели лицом, и второй противник оказывается в зоне периферийного зрения. Нужно не только атаковать, но и позаботиться о защите бокового коридора, научиться во время замечать и реагировать на любое движение в этой зоне.
Атака на четыре коридора – один в центре, четверо с лапами вокруг. Лапы прячутся за спинами. С любым звуковым сигналом (хлопок, возглас) лапа выставляется вперед. Задача центрального – среагировать на сигнал, развернуться и атаковать лапу.
Защита на четыре коридора – один в центре, четверо вокруг. Удары наносятся в голову в любой последовательности после хлопка ладонями. Защититься атакуемому руками в такой ситуации практически невозможно, придется двигаться и вращаться.
Сочетание атаки и защиты на четыре коридора – сочетание второго и третьего вариантов: двое с лапами, двое атакуют. Центральному нужно уйти от удара и атаковать самому.
Тактика «дуэта» против одиночки – когда «клещи» совсем не инструмент.
Когда мы начали разрабатывать данную тему, отклик был далеко не однозначным. Логичный вопрос, который задает каждый тренирующийся: «Зачем мне это нужно, если я никого на улице вдвоем бить не собираюсь?» Сердце радуется от того, что не перевелись у нас в России честные люди. Кто-то даже метко назвал подобные тренировки «Практикумом для тинейджеров». Мы действительно не готовим учеников к тому, чтобы они могли вдвоем бить одного. Хорошо подготовленный боец может справиться с подобной задачей самостоятельно. Дело в самой методике преподавания. Хотите научиться освобождаться от захвата – умейте хватать. Хотите уметь уходить от удара – умейте бить удар. Хотите защищаться от ножа – знайте, как им владеть. Наконец, хотите уметь работать против дуэта – знайте и понимайте, как работает дуэт и на что он способен. Основное преимущество дуэта в маневре. Цель маневра – дать возможность одному из членов дуэта выйти в периферийную и мертвые зоны одиночки. То есть туда, где заметить, оценить и защититься от атаки будет сложно или невозможно. Место для группового боя не зал, а улица. Поэтому он начинается, как и большинство уличных конфликтов, с нападения на неподготовленного противника. Цель подобного нападения, как максимум, отключить одиночку, как минимум, физически ошеломить или психологически подавить противника. Если отключить не удалось, следует добивание уже готового к бою, но ошеломленного и подавленного нападением противника.
Атака не готового к бою противника – не жди милости от природы, а честного боя от «дуэта».
Бой с подготовленным противником – и крыса, загнанная в угол, кусается.
Неготовый противник идеальная цель для атаки. Но, во-первых, не всегда потенциальная жертва склонна «считать ворон». Любой сколько-нибудь внимательный человек, встретив двух подозрительных субъектов на улице и заметив, что один из них пытается выйти к нему в боковой коридор, сразу делает шаг назад, чтобы удержать их в поле зрения. Во-вторых, далеко не всегда даже удачная атака на неподготовленного человека сразу приносит дуэту победу. Удар может быть неудачным, опрокинутого на землю надо добивать и так далее.
Варианты действий дуэта в маневренной схватке:
Лишение подвижности. Из двух предыдущих вариантов (галсы и клещи) понятно, что для дуэта сложно драться не столько с сильным и тяжелым, сколько с подвижным и скоростным противником. Естественным решением этой проблемы будут любые действия, которые лишат одиночку подвижности и мобильности. Способы следующие: удары по ногам (лоу-кик, подсечка, удар в колено), стопорящий захват, бросок или любое другое действие (уже упоминавшееся выше опрокидывание на спину захватом за волосы или за воротник), с помощью которого противник падает на землю.