КОМПЛЕКС УПРАЖHЕHИЙ ДЛЯ ДОСТИЖЕHИЯ ПОПЕРЕЧHОГО ШПАГАТА (Часть 1)
Казалось бы, значение специальной физической подготовки для бойца очевидно всякому. Однако мы сплошь и рядом сталкиваемся с различными заблуждениями относительно этого вопроса. Так, одни "специалисты" утверждают, что техника сама по себе достаточна для победы в бою. Разве не приходилось вам слышать утверждения вроде следующего: "каратэ - это искусство, которое позволяет слабому победить более сильного"? Но вот вопрос. Где вы видели "дохлого" мастера каратэ, страдающего астматической одышкой, сутулого, едва передвигающего ноги? Вспомните Ояму Масутацу, Мотобу Тёки, Ямагути Гогэна. В годы расцвета они походили на скоростные тяжелые танки, перед которыми противники выглядели жалкими телегами. Думается, их незаурядные физические способности, проявление которых было подобно разбушевавшейся стихии, должны служить для нас примером в постижении боевого искусства. Однако нельзя впадать и в другую крайность, думая, что физическая подготовка сама по себе способна заменить все другие компоненты тренировки.
Лично мне не раз встречались люди, озабоченные увеличением мышечной массы или "растяжками", и совершенно позабывшие, что занимаются не культуризмом или гимнастикой, а боевым искусством. Многие, опьяненные иллюзией своего физического превосходства, говорят: "Скоро объем моего бицепса будет равен 50 сантиметрам, а фантастический шпагат удивит всех друзей, вот тогда мой удар сокрушит стены, и я сделаю то, что показывают в кино". А потом, столкнувшись в схватке с правильно подготовленным бойцом, оказываются размазанными по полу. Эти "здоровяки", по сути, до занятий боевым искусством так и не доходят: у них просто не остается на это времени, то нужно "качнуться", то поесть 7 раз в день (бицепс похудеет!), то еще что-то. "Бедняги" просто перепутали цель и средства. Ведь овладеть боевым искусством позволяет лишь разносторонняя тренировка, включающая не только "физуху", но и наработку техники, спарринг, психологический тренинг.
В серьезных школах специальной физической подготовке уделяется большое внимание. Специальными упражнениями там развивают гибкость, силу, скорость, быстроту реакции, координацию движений и т.д. Они являются фундаментом, на котором основывается боевая техника. Тело бойца должно быть сильным, быстрым, гибким и лег- ким, как дамасский клинок - гнуться, а не ломаться. Никакого лишнего, искусственно накачанного мяса, непригодного ни в труде, ни в бою. Никакой вялой гуттаперчивости, основывающейся на перерастяжке связок, которая не позволяет выполнять взрывных и резких движений - к такому эффекту обычно приводят популярные западные системы растяжки. Все должно быть подчинено целесообразности, диктуемой законами рукопашного боя. Важно не просто много работать над собой, но работать целенаправленно.
Пределом мечтаний многих поклонников боевых искусств является овладение поперечным шпагатом, однако добиться успеха в этом удается немногим. Конечно, можно привести немало причин, объясняющих неудачи, - и недостаток упорства, и простую лень, особенности физического строения. Но главное, на мой взгляд, - отсутствие правильной методики, непонимание законов физиологии и психологии. Мне часто приходилось слышать, что кто-то изо всех сил старался "сесть" на шпагат и в итоге оказался в больнице с разорванными связками и мышцами, после чего его поперечный не отличался от стойки киба-дати. Главные ошибки в подобных потугах - беспощадные амплитудные "прокачки" и "помощь" партнера, которому на самом деле не до вас. Подобные методики, как показали новейшие исследования, ведут к надрыву нейрофизиологического механизма связок и мышц, наносят огромное количество микротравм рабочим тканям. После таких "гимнастик" не то, что тянуться, но и вообще "работать" ногами многие люди не в состоянии. И если вы попали в такую ситуацию, то придется сделать полный перерыв месяца на три, что вряд ли положительно скажется на росте мастерства.
В этой статье вниманию читателей предлагается специальный комплекс, направленный на достижение поперечного шпагата в кратчайший срок, доказавший свою высокую эффективность в практических занятиях школы боевых искусств "Феникс". Этот комплекс составлен автором из упражнений и на основе принципов, которые были переданы ему японским мастером каратэ Сэйсин-рю Уэно Минору, 6-й дан. Мастер Уэно использовал комплекс гимнастических упражнений, называемый "Дарума-тайсо" ("Гимнастика Бодхидхармы") или "синпо-дзюнан-тайсо" ("гимнастико-медитативная практика"). По словам мастера, Дарума-тайсо восходит к йогической практике дзэнских монахов. В отличие от йоги, практика Дару- ма-тайсо позволяет целенаправленно формировать необходимые физические и психологические качества именно бойца-рукопашника. Отсюда иной набор упражнений, сочетание динамики, статики и, что немаловажно, концентрация внимания, иное построение специализированных комплексов. Комплекс Дарума-тайсо составлен с учетом строгого принципа постепенности и перехода от простого к сложному, который опирается на концепцию сидзэн (естественности), одного из основополагающих принципов каратэ Сэйсин-рю.