Воспитательные цели боевых искусств
1. Понимание и уважение общечеловеческих ценностей и мнения других людей.
Боевые искусства в большей степени учат уважению общечеловеческих ценностей на примерах системы этикета и взаимоотношений между инструктором и учениками. С первого дня занятий ученики учатся уважать своих преподавателей и старших товарищей, которые тренируются вместе с ними. Младшие выражают свое уважение к старшим поклонами, а также кланяются, входя в спортивный зал и покидая его, отдавая тем самым дань уважения месту, где они получают знания. Кроме того, они учатся уважать саму жизнь и никогда не использовать свое мастерство в ущерб другим, не имея на то веских причин.
2. Устойчивые привычки к работе и самодисциплине.
Дисциплина, как и уважение, является одним из краеугольных камней воспитательного процесса в боевых искусствах. Недисциплинированный ученик физически не в состоянии овладеть сложными и требующими упорного труда техническими приемами искусства. Чтобы добиться успеха, каждый боец должен настойчиво работать и постоянно следить за собственной дисциплиной. Инструктор может способствовать воспитанию самодисциплины ученика, помогая ему ставить перед собой цели и напряженно трудиться для их достижения.
3. Этичное поведение, основанное на соблюдении норм нравственности и морали.
Преподавание боевых искусств ученикам, не осознающим важности этичного поведения, крайне опасно. Ученики должны понимать необходимость правильного использования своих знаний даже в тех случаях самообороны, когда нанесение физического ущерба противнику на первый взгляд может оказаться оправданным. Квалифицированный инструктор всегда объяснит своим ученикам, когда и в каких пределах допустимо применять полученные на тренировках знания и какое количество силы необходимо вкладывать в самооборону. Он не станет обучать тех, для кого боевые искусства являются лишь инструментом насилия.
4. Интеллектуальная любознательность и стремление к продолжению образования.
Боевые искусства – это вид деятельности, одинаково подходящий для людей любых возрастов и физических способностей. Составляя учебные планы, инструктор должен учитывать возможности учеников различных возрастных групп. Если инструктор занимается с каждой возрастной группой в соответствии с возможностями и стремлениями своих учеников, он побуждает их продолжать изучение боевых искусств на протяжении всей жизни, потому что на каждом уровне его воспитанники будут делать новые открытия и ставить перед собой новые цели.
5. Духовное и физическое здоровье.
Духовное и физическое здоровье является главным и наиболее очевидным результатом занятий боевыми искусствами. С самого первого дня тренировок ученики чувствуют себя здоровее. Они учатся правильно выполнять физические упражнения, тонизировать организм, естественно двигаться, развивать координацию и еще многому и многому другому. По мере укрепления физического здоровья у учеников развивается уверенность в себе. Объективные знания о росте собственных физических возможностей помогают ученикам избавится от психологического напряжения и почувствовать себя полностью здоровыми людьми. Именно это и определяется как духовное здоровье.