Воспитательная ценность боевых искусств
Целью воспитания является создание предпосылок для изменения поведенческих моделей ученика. Если процесс воспитания не вызывает таких изменений, то он не имеет воспитательной ценности. Результатом воспитательной деятельности должны быть конкретные и постоянные изменения поведения. Если более важно, чтобы эти изменения были направлены в позитивное русло. Это должны быть конструктивные, четкие и постоянные перемены, которые способствовали бы ученику в достижении поставленной и перед собой цели. Они должны быть полезными для самого ученика, и для общества, к которому он принадлежит.
Если рассматривать в этом аспекте боевые искусства, то они обладают огромной воспитательной ценностью. Занятия боевыми искусствами способны вызвать значительные положительные изменения в физическом, психологическом и эмоциональном развитии человека. Поскольку тренировочные методики боевых искусств основываются на законах природы, организм человека может легко приспособиться к выполнению фундаментальных техник, вследствие чего ученик способен достичь пика своего физического развития.
Физические изменения в организме человека неизбежно влекут за собой изменения психологические и эмоциональные, которые и являются для многих главной целью занятий боевыми искусствами. Увеличение физической силы, избавления от лишнего веса, повысившаяся координация движений и способность овладения новыми приемами и техниками ведут к росту самооценки ученика. Человек, замечая, как повышаются его физические возможности, начинает чувствовать все большую уверенность в собственных силах и в том, что он способен достичь успеха в жизни. Он начинает верить в себя, это касается не только боевых искусств, но и любых сфер человеческой деятельности.
Эти изменения особенно цены для детей и подростков. Молодые люди, только начавшие свой жизненный путь, часто испытывают растерянность и неуверенность, особенно когда перед ними встает необходимость принятия какого-либо решения. Это может стать причиной развития комплекса неполноценности. Если дети не знают, как справиться собственными проблемами, они могут искать пути их преодоления в деструктивной и тупиковой деятельности, обращаясь к наркомании и алкоголизму. Если же дети получают опыт преодоления препятствий, как это неизбежно происходит при изучении боевых искусств, они на собственном примере поймут, что безвыходных ситуаций не существует. К любым изменениям они станут относиться как к вызову и научаться прилагать все силы для решения возникающих перед ними проблем.
Обладая положительной самооценкой, ребенок не нуждается в таких искусственных стимуляторах собственного образа, как наркотики, алкоголь, уличные компании, криминальная деятельность и множество прочих порочных видов активности, стремящихся заманить детей в свои сети. Когда человек доволен собой, у него возникает чувство самоуважения. А это позволяет человеку воспринимать себя таким, каков он есть, и уверенно двигаться по жизни преодолевая любые возникающие перед ним препятствия. Уверенность в себе – лучший двигатель самосовершенствования. Если человек полностью отдает себе отчет в том, кем он является, и ставит перед собой ясные и конкретные цели, он уже находиться на пути к росту и успеху.
Однако, как бы просто и логично ни звучало все сказанное выше, процесс самосовершенствования представляет собой трудный и долгий путь. Прогресс возможен только при напряженной работе, целеустремленности и терпении. Занимаясь боевыми искусствами, дети и взрослые учатся не прятаться от проблем, а преодолевать их даже в тех ситуациях, которые на первый взгляд кажется, что положение, в котором они оказались, не имеет позитивного решения. В этом состоит главная ценность боевых искусств и процесса воспитания, который продолжается всю жизнь.