Интервью Ёшикадзу Мацушима
23 апреля у Главы "Международной Организации Каратэ Киокушинкай" Ёшикадзу Мацушима день рождения. Это интервью было взято на кануне во время визита в Россию.
О каратэ киокушинкай в мире боевых искусств говорят не иначе, как с уважением, поскольку этот стиль знаменит, прежде всего, как самый жесткий, поистине бросающий вызов пределам человеческих возможностей. Именно этим он и привлекает поклонников во всем мире. Уже 12 миллионов человек из 125 стран мира от президентов и знаменитостей до простых людей занимаются киокушинкай.
Мы беседуем с первым человеком современного киокушинкай – президентом «Международной Организации Каратэ Киокушинкай канн» Канчо Иошикадзу Мацушима, одним из самых знаменитых учеников легендарного Масутацу Ояма – основателя стиля киокушинкай. В 2012 году Канчо Мацушима отметил свой 65-тилетний юбилей. 47 из своих шести десятков лет он занимается каратэ.
«Я всегда хотел быть сильным и хотел иметь красивое физически развитое тело, поэтому и начал заниматься каратэ…»
- Канчо, вы сразу выбрали киокушинкай, или раздумывали, в каком стиле вам тренироваться?
- Во время учебы в школе я занимался бейсболом, а когда был студентом в университете, то случайно попал на соревнования по киокушинкай. Так получилось, что, придя впервые в додзе (тренировочный зал), я увидел именно киокушинкай и сразу сделал выбор в пользу этого стиля.
Бейсбол – американский вид спорта, почему в школе вы занимались именно им?
В Японии бейсбол очень популярен, потому я и играл в него. К тому же в том месте, где я родился, не было школ каратэ. А когда поступил в университет в другом городе, у меня появилась возможность им заняться.
- Расскажите, как вы познакомились с легендарным Оямой и какое первое впечатление произвел на вас этот человек?
- Я познакомился с Оямой в тот же день, когда впервые увидел киокушинкай, именно на тех соревнованиях. Можно сказать, с того самого момента я и начал заниматься каратэ. Сосай Ояма произвел на меня неизгладимое впечатление, он показался мне очень большим человеком не в смысле физического сложения, а с духовной стороны. Человеком сильным, прежде всего духом. Что касается его силы, то тренироваться с ним было очень сложно. Все тренировки были предельно жесткими, приближенными к условиям поединка, но после тренировок он был всем своим ученикам как родной отец и обращался со всеми очень дружелюбно. Ояма был очень добрым человеком. Не щадящий себя на тренировках, и по доброму относящийся ко всем без исключения в жизни. Один из постулатов киокушинкай это и гласит: «нужно быть злым и очень требовательным по отношению к себе и добрым по отношению к людям». Сосай Ояма так и жил.
С Оямой мы проводили очень много поединков, очень много демонстративных боев, объездили с ним много стран. Постоянное и весьма длительное общение и времяпрепровождение с Оямой оставило во мне глубокий след, и оказало неизгладимое впечатление. Иначе и быть не могло.
После тренировок Ояма любил отдыхать в своей комнате, которая находилась непосредственно над додзе. Очень часто после тренировок Сосай Ояма приглашал к себе ужинать, где мы проводили время в беседах.
Поскольку киокушинкай приобретал популярность во всем мире, не в последнюю очередь и благодаря нам, ездящим по странам и показывающим людям, что такое киокушинкай, нас очень много фотографировали. Дело дошло даже до того, что мы прослыли фотомоделями. За границей был выпущен журнал «Адвансинг каратэ», в котором печатали фото только тех, людей кто имел высокие даны – от пятого и выше, так вот наши фото с Оямой постоянно печатались в нем. Этот журнал стал библией для журналистов.
- Чему самому важному вы научились у Оямы?
- От него я, прежде всего, научился уважать родителей. А еще Ояма постоянно повторял, что нужно непременно добиваться исполнения своих желаний, если ты о чем-то мечтаешь – нужно обязательно это претворить в жизнь, осуществить свою мечту. Советую всем, во что бы то ни стало добиваться исполнения своих желаний.
- Как вы относитесь к тому, что после смерти Оямы его организация распалась на группы?
- Когда был жив Ояма, он, естественно, был единственным полноправным правителем своей организации. У него было очень большое количество учеников, и решить, кто из них сильнее, было достаточно сложно, поскольку уровень их был действительно приблизительно одинаков. Все ученики Оямы считали себя приблизительно равными по уровню. Поэтому и получилось несколько групп в киокушинкай.
- Как вы, как президент Всемирной организации каратэ, относитесь к тому, что созданный Оямой стиль претерпевает разные изменения и нововведения в группах?
- Я с вами не совсем согласен, что стиль Оямы так уж сильно меняется. На мой взгляд, у киокушинкай есть всего два направления: первое готовит спортсменов лишь для выступления на соревнованиях, для показательных боев, второе – это те, кто занимается каратэ в первую очередь для самосовершенствования, прежде всего в духовном плане, для сохранения традиций и продолжения боевого искусства киокушинкай. И в том и другом направлении стиль киокушинкай вроде бы один и тот же – базовые понятия, техника передвижения, техника ката и, наконец, Кумитэ – развитие духа. Так вот самая главная и важная ступень, то ради чего делалось все остальное Кумитэ - совершенствование духа, в первом направлении отсутствует и есть лишь во втором, что меня, конечно, очень расстраивает, и о чем я жалею. Со стороны простого обывателя различий в этих двух направлениях нет, казалось бы, одно и тоже каратэ, одна техника, но на самом деле, как вы понимаете, различие очень существенное. Главное в киокушинкай – развитие духа. Плохо, когда об этом забывают.
- Хотелось бы в связи с этим затронуть нынешнюю ситуацию в киокушинкай, в которой люди зачастую занимаются каратэ не ради самосовершенствования, саморазвития, а лишь для того, чтобы получить дан. Чаще всего это бывает за границей. К примеру, человек который приходит ко мне в организацию, получает третий дан, затем через несколько месяцев переходит в другую организацию киокушинкай – получает там следующий дан, затем покидает и эту организацию, переходя в следующую ради очередного дана. Получается, всего за год он может продвинуться сразу на несколько ступеней. Соответственно, каратэ теряет свою суть. Занятие каратэ только ради высокого дана, а отнюдь не ради развития духа, становиться проблемой в нынешнем каратэ.
В связи с этим, не считаете ли вы, что есть смысл объединить все группы киокушинкай, создав единую организацию, как это было при Ояме?
- Это будет уже очень сложно сделать и, прежде всего, с юридической точки зрения, поскольку все организации киокушинкай зарегистрировали свои права, свои бренды. Например, Шинкиокусинкай – новое киокушинкай, Киокушинкайкан и так далее. Например, появились додзе – спортивные площадки, где тренировки и спарринги проводятся под музыку. Раньше такого не было, и более того, считалось, что музыка отвлекает от тренировок. Кроме того в последнее время, наметилась тенденция по изменению ряда техник и ката - которые при жизни Оямы уже были практически канонизированы. Некоторые школы поменяли свои эмблемы. Естественно такое каратэ уже мало похоже на то, которое было при Ояме.
- Каких правил придерживаетесь Вы относительно техники Киокушинкай?
- Я обучаю тому каратэ - которому учил меня лично Масутацу Ояма. Добовлять и изменять Школу не имеет смысла поскольку в ней уже всё и так есть.
- Киокушинкай – самый жесткий стиль каратэ, но, тем не менее, женщины тоже им занимаются, а кто была первая женщина в киокушинкай?
- Сложно сказать. Первая женщина, которая начала заниматься каратэ, стала это делать очень-очень давно. Что касается женщин в киокушинкай, то среди руководителей филиалов, групп, а это, как правило, люди с высоким даном, женщин нет. Но это объясняется вполне объективными причинами, поскольку у женщин другая цель жизни, другое предназначение. Женщины, когда выходят замуж, как правило, бросают каратэ. Мужчины же могут заниматься каратэ на протяжении всей жизни.
- В какой стране, на ваш взгляд, киокушинкай прогрессирует самыми быстрыми темпами?
- По подготовке спортсменов самыми сильными считаются Россия и Иран. За ними идут Венгрия, Украина и, пожалуй, можно назвать, Южную Африку.
- А в каком регионе России киокушинкай развивается быстрее всего?
- Что касается организаций России, то наиболее прогрессивные – это Сибирский и Уральский регион.
- Вы объездили много городов России. Какой город вам понравился или запомнился больше всего?
- Больше всего впечатлил Салехард. Мы приехали туда в мае, тогда там был мороз минус 15 градусов! Очень-очень холодно!
- На пресс-конференции, посвященной турниру «Кубок Мацушимы-2007», среди самых больших впечатлений от Красноярска вы назвали большое количество красивых женщин. По этому поводу жена вас не ревнует?
(На этот вопрос ответила сама жена Канчо Мацушимы Микико-сан, которая является секретарем международной организации каратэ и сопровождает мужа во всех поездках):
- Действительно здесь очень много красивых женщин, но я не ревную своего мужа. Русские мужчины, кстати, тоже очень красивые – высокие, статные.
Для чего, по вашему, нужно заниматься каратэ?
Каратэ весьма полезно абсолютно для всех: для людей старшего возраста – это, прежде всего, здоровье, для женщин это возможность всегда быть красивой телом и душой, для молодых людей это возможность стать сильнее, укрепить свой дух, что очень важно в жизни, дети же, в свою очередь, поймут и научаться уважать старших. К этому Микико-сан добавила: «Каратэ особенно полезно для тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в коллективе, где, вполне возможно, подвергаются неким нападкам со стороны сверстников. Чтобы ребенок не страдал от этого – отдавайте детей в каратэ и все будет замечательно. Тот человек, который сам испытал боль, не сделает ее другим».
- Какое ваше самое большое достижение в спорте и в жизни?
- В спорте считаю своим достижением мое избрание на пост Президента Международной Организации в 1997 году. Это мне позволило общаться с руководителями филиалов по всему миру – я увидел много разных стран. А вот это уже мое самое большое жизненное достижение.
- Расскажите о вашей организации.
- В управлении у нас полная демократия. Все правила и сроки проведения международных соревнований, например, Кубков Мира, принимаю не я один, а мы решаем совместно, когда собираются все руководители филиалов киокушинкай со всего мира. Совместно мы решаем вопросы о дате проведения, месте и правилах очередного турнира. Руководители наших организаций денег за работу не получают. Финансирование происходит только благодаря взносам, которые платят все, включая меня.
- Расскажите немного о себе. Как вы познакомились с женой?
- Я познакомился со своей женой, когда мне было 28 лет. Нас познакомили друзья. В семье, дружившей с семьей Микико, муж занимался каратэ, а поскольку я тоже занимался каратэ, мы и познакомились. У нас сейчас три сына – 30, 29 26 лет, а ориентировочно 11 ноября ждем первую внучку. Все сыновья во время учебы в школе, конечно, занимались каратэ, но сейчас продолжает тренировки только средний сын, который занимает один из постов в организации. Каратэ стало его работой. Младший сын совсем недавно перестал заниматься, после того, как стал работать.
Мое хобби – я очень люблю выращивать деревья на своем участке. Любимое блюдо – суши. В свободное время я, конечно, смотрю телевизор и читаю книги и газеты, но больше всего я люблю проводить время со своими деревьями – ухаживать за ними. Смотрю японские драмы, чаще средневековые. В последнее время чаще смотрю американское кино, но больше всего нравятся документальные фильмы.