"Самое главное – сила желания" Интервью Лечи Курбанова
Лечи Курбанов – живая легенда Чеченской Республики. Его дом в Гудермесе покажет любой. Знают Лечи и за пределами Чечни – все, кто хоть немного интересуется боевыми единоборствами. В свои 33 года Лечи – двукратный чемпион Европы по каратэ Киокушинкай, призер чемпионата мира. Он стал первым иностранцем, выигравшим открытый чемпионат Японии. Представляем Вашему вниманию интервью Лечи, данное в преддверии 10-го Абсолютного Мира.
В детстве ты интересовался разными видами спорта, а выбрал именно Киокушинкай. Почему?
Насмотрелся фильмов о каратэ. Появилось желание стать именно каратистом. Потом узнал, что есть много стилей каратэ: контактные, бесконтактные... А так как хотел быть самым сильным в мире, то и стиль выбрал самый жесткий, полноконтактный – Киокушинкай.
А когда ты познакомился с каратэ?
Мне было 9 лет. Сначала занимался сам, по видеофильмам, в огороде. Джеки Чан, Брюс Ли, Жан-Клод Ван Дамм... Смотрел фильмы и старался делать то же самое. А с 13 лет уже начал ходить в секцию.
Всякое, наверное, случалось за 20 лет в спорте... Приходилось ли сталкиваться с несправедливостью судейских решений?
Я столкнулся с этим уже на первых республиканских соревнованиях. У меня не было тренера. Тренеры других участников договаривались с судьями о том, чтобы те отдали победу их ученикам. Поэтому приходилось одерживать только чистые победы – нокаутировать, иначе победу отдадут сопернику. Побеждать нокаутом вошло в привычку. С 14 лет я выступал на соревнованиях среди взрослых, данные позволяли: 75 килограммов, 176 см, хорошее состояние здоровья. И я выигрывал эти турниры, обыгрывал взрослых, тренеров...
От победы в этих соревнованиях ты пришел к победам на чемпионатах Европы, первым из иностранцев выиграл открытый чемпионат Японии, стал призером чемпионата мира. Что помогло этого добиться?
Прежде всего, огромное желание. И я не знал, что в фильмах не все движения настоящие. Не знал, что существует монтаж. Все движения из фильмов я старался повторить в реальной жизни. И через некоторое время у меня почти все стало получаться. Тренеры на соревнованиях замечали это и говорили: «У тебя хорошие данные и большое будущее». Я этого про себя не знал, но со стороны было видно. Если бы не огромное желание и не повторение сцен из фильмов, то я бы, наверное, не сумел добиться и половины того, чего добился. А так у меня был запас. Оставалось чаще выступать на соревнованиях, анализировать, исправлять ошибки и идти вперед.
Остались еще непокоренные вершины?
В ближайших планах – попытаться победить на абсолютном чемпионате мира в ноябре 2011 года. Такой чемпионат проходит раз в четыре года. А потом уже хочу закончить с каратэ и выступать только в качестве тренера, заниматься бизнесом, какой-то работой, помогать ученикам. Может, буду еще участвовать в профессиональных боях по другим направлениям, например К-1 – для себя, если позволит здоровье.
Ты часто бываешь в Японии на соревнованиях. Как там обстоят дела с Киокушином?
Там это один из самых массовых видов спорта. Национальных. Сумо, дзюдо и Киокушинкай – эти боевые искусства там считаются главными, очень много людей ими занимаются: мужчины, женщины, дети. Можно увидеть шестидесятилетних людей, которые приходят в зал, надевают кимоно и тренируются. И что интересно: хотя многие владеют боевыми искусствами, драк на улицах не увидишь. Для японцев это именно искусство – для духа, здоровья, уверенности.
В 2004 году ты организовал товарищеский матч сборных Чеченской Республики и Японии. Почему это было важно для тебя?
С 1995 года я мечтал создать свою команду. Хотелось, чтобы были не только личные громкие результаты, но и командные. Чтобы мои ученики, моя республика, моя страна – все это звучало. И потихоньку к этому шел, набирал учеников. А когда в 2002 году выиграл Открытый чемпионат Японии, то смог договориться о встрече сборных Чечни и Японии. У японцев тоже был свой интерес: этот матч должен был стать реваншем – они мечтали выиграть у меня и моих учеников на моей земле. Я же хотел устроить праздник для своего народа. А если еще получится победить – слава Аллаху! Японцы приехали в Чечню, напряженная обстановка их не напугала – они ведь самураи. Была встреча шесть на шесть. И мы выиграли со счетом 2:0. Моя мечта сбылась.
Лечи, ты не только спортсмен, но и тренер. Что для тебя интереснее, важнее?
Я начал тренировать учеников с 1994 года. Родители нескольких детей пришли ко мне и попросили, чтобы их дети тренировались вместе со мной. Я возразил, что у меня нет тренерского опыта. Но они хотели, чтобы дети просто повторяли за мной, просто бегали рядом – боялись, что они увлекутся чем-нибудь плохим. И я согласился. А когда за тобой кто-то бегает и все повторяет, хочется, чтобы он тоже что-то освоил. Я начал интересоваться, ездить на тренерские встречи. И пошли у меня сначала чемпионы республики, потом призеры российского чемпионата, чемпионы России, чемпионы Европы. Я был тренером и оставался действующим спортсменом. Такой тренер – самый лучший. Он чувствует, какую нагрузку дать ученикам. Я анализировал свои ошибки, и мои ученики уже этих ошибок не допускали. Они двигались в правильном направлении – по ступенькам вверх.
Ты, ко всему прочему, возглавляешь федерацию Киокушинкай Чеченской Республики. Тяжело все совмещать?
В 2001 году ко мне обратились тренеры разных клубов и предложили возглавить федерацию, и вот уже 10 лет как я занимаюсь этой работой. Совмещать непросто: приходится думать и действовать сразу в нескольких направлениях. Нужно ведь еще и самому соревнования выигрывать...
Как ты считаешь, что важно при подготовке к соревнованиям? Питание? Настроение? Режим?
До 30 лет я никогда не думал о необходимости особого питания. Химию не признавал. Главному врачу сборной говорил: «Допингов мне не нужно». В моем детстве все питание было натуральным. Абрикосы, малина, черешня – из сада. Молоко свежее. Ни у кого проблем не было со здоровьем. И я ведь еще родителям помогал: сено косил, огород копал, у дяди на пилораме работал. А сейчас какое питание? Черешню купят в магазине, а она уже два дня пролежала, какие в ней витамины? Поэтому теперешние четырнадцатилетние такие маленькие и несильные, не такие, каким был я. Конечно, настроение и режим тоже важны, но главное – это питание. И если нет того питания, какое было в моем детстве, нужно искать особое питание, чтобы в нем были витамины, белки...
Что бы ты пожелал тем, кто только начинает свой путь в спорте?
Тот, кто начал заниматься спортом для здоровья, уверенности, – в любом случае сделал правильный выбор. Если же спортсмен выбрал именно Киокушинкай и хочет добиться больших результатов, то я скажу ему: все зависит от силы желания. Не от физической формы. Один японский мастер сказал мне однажды: «Лечи, кто больше хочет, больше тренируется, тот и добивается многого». Сам он выиграл чемпионат Европы. Никто не верил, что выиграет – он маленького роста. Но он стал чемпионом. Так что самое главное – это сила желания. Нужно больше всех хотеть победить, больше всех тренироваться.
Видимо, поэтому ты побеждал и побеждаешь... Скажи, а какой ты видишь свою жизнь после спорта?
Я должен оставаться нужным не только себе, но и своим детям, родным, матери, близким, республике, стране. Должен жить интересно. Продолжать путешествовать, хотя бы один-два раза в год. А еще – помогать другим. Тем, кто нуждается в моей помощи.